Опытно-экспериментальная работа

«Реализация идей гуманно-личностной педагогики в образовательном пространстве школы»

РАЗДЕЛЫ

  1. Основные идеи гуманно-личностной педагогики – педагогики сотрудничества.

  2. Философия концепции эксперимента.

  3. Актуальность и знание ОЭР.

  4. Основные направления работы.

  5. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы.

  6. Этапы ОЭР.

  7. Сотрудничество с другими учреждениями России и зарубежных стран.







    1.       Основные идеи гуманной педагогики – педагогики сотрудничества

     

    В основе гуманной педагогики, осуществляющей гуманно-личностный подход к ребёнку лежит педагогика сотрудничества, главную идею которой выразил д.п.н., академик РАО Ш.А.Амонашвили - «сделать ребёнка нашим (взрослых – учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты». Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. -47 с.

     

    Таким образом, главным и отличительным признаком гуманной педагогики является то, что ребёнок становится субъектом образовательного процесса, он сотрудничает с учителем, который, в свою очередь, становится старшим товарищем, наставником, помощником ребёнка. Основными условиями такого сотрудничества являются доброжелательные отношения, взаимное доверие, уважение друг к другу. Идея сотрудничества пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, она дает возможность ребёнку в сотрудничестве с учителем, через преодолеваемые трудности, подниматься на более высокий уровень развития, она ведет его к деятельности, которая заставляет его подниматься выше самого себя. Учитель является посредником между возможностями ребёнка и превышающим эти возможности учебным материалом и задача его – возвести ученика до нового уровня своих возможностей и на этом уровне постичь новые знания.

    Сущность образования в гуманном педагогическом процессе определяется содержанием базисных понятий – Воспитание и Образование. Воспитание означает питание духовной оси, питание души ребёнка. В школе через питание оси происходит восхождение, становление самого главного в человеке, того, что составляет всю суть личности – души и духовности, которые являются источником и направляющей силой всей целостной жизни человека. Образование – процесс питания души и сердца ребёнка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими образами человеческой культуры и цивилизации. Образование включает воспитание и обучение в единый образовательный педагогический процесс, но «воспитание должно опережать обучение знаниям «оно как бы заготовляет ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум. Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека». Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 22 с.

    Гуманный педагогический процесс основывается на духовно-нравственном воспитании и направляет усилия педагогов на развитие, прежде всего Сердца (чувственной сферы ребёнка), затем – его Разума (качество мышления, созидательная мысль) и Внутреннего мира (душевное равновесие, творение добра, обращение к совести). Суть гуманной педагогики определяется не только целями и задачами, которые достигаются в результате длительного образовательного процесса, а и средствами, которыми они могут быть достигнуты. Средствами же является радость общения, сотруднические отношения, развитие ребёнка по принципу: от успеха к успеху.

    Гуманный педагогический процесс через сотрудничество, общение создает условия для опережающего развития. Педагогический процесс будет гуманным, если он строится соразмерно интегральной природе ребёнка и будет личностным, если вместе с тем направлен на раскрытие его личностных качеств.

    Принципиальные, ведущие идеи гуманной педагогики:

    1.      Природосообразное и идеалосообразное воспитание учащихся.

    2.      Развитие детской самодеятельности, самостоятельности, инициативы, творчества, создание условий для саморазвития и совершенствования личности в школе и в семье на основе теории коинциденции Д.Н.Узнадзе.

    3.      Воспитание детей в условиях свободы и независимости. Уважение личности ученика, предоставление ему возможности выбора содержания. Форм и методов основного и дополнительного образования, права на собственное убеждение и мировоззрение.

    4.      Духовно-нравственное воспитание. Воспитание нравственной воли и характера.

    5.      Культура как путь развития творческого начала в человеке, воспитание внутренней культуры, чувственной сферы ребёнка, дающей направление интеллектуальным силам.

    6.      Развитие мыслительной деятельности учащихся, воспитание ответственности за качество своих мыслей, поступков.

    7.      Развитие познавательных интересов учащихся на основе теории Л.С.Выготского о двух уровнях развития ребёнка.

    8.      Развитие личности школьника на основе теории установки Д.Н.Узнадзе в проектировании будущей своей жизни и жизни общества.

    9.      Социальное воспитание, развитие детского коллектива, школьного самоуправления.

    10.  Совершенствование деятельности педагогического коллектива как ближайшей среды воспитания и развития личности школьника.

    Целью опытно-экспериментальной работы ГОУ школы №38 является воспитание гармонически развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и сохранению Жизни вокруг себя во всех её проявлениях.

    2.      Философия концепции эксперимента

    В основе опытно-экспериментальной работы лежат идеи авторской концепции Ш.А.Амонашвили по созданию «Школы Жизни», где школа понимается как процесс движения по «скалистым ступеням» к духовности детей, к воспитанию нравственности. Ум, постигая знания через сердце и духовность, способен направить человека на творение добра для людей, общества, государства, человечества.

    Гуманная педагогика принимает истину, что каждый ребёнок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её. Распознавание неизменной сущности ребёнка является ключом к выявлению его личности и это есть педагогическая и родительская задача.

    Смысл философского восприятия ребёнка состоит в следующем:

    ·        Ребёнок есть Явление, он рождается не случайно, «он рождается потому, что должен был родиться, он является как бы на зов людей». Школа Жизни. – М:. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 13 с.

    ·        Ребёнок как Явление несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которую ему надо выполнить, которой он должен служить. Его Миссия направлена на благо людей, на знакомых и незнакомых, на нынешние и будущие поколения, на планетную эволюцию.

    ·        Ребёнок несёт в себе величайшую энергию Духа, он обладает огромными духовными силами, которые обеспечивают его движение по жизненному пути. «Он как существо космическое, как микрокосмос вынашивает в себе могущество и безграничность макромира и устремлен к объятию этого мира. Он как человек стремится стать богочеловеком. Эти устремления к одухотворению своей сущности Ребёнку присущи изначально». Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 14 с.

    ·        Очень важно для учителя гуманной педагогики понимание и принятие философского восприятия ребёнка, т.е., что Ребёнок есть Явление, он несёт в себе свою жизненную Миссию, для выполнения которой он наделен величайшей энергией Духа. Это поможет учителю особым образом относиться к ребёнку, проявить терпение и любовь, помочь ребёнку раскрыть заложенные Природой возможности, чтобы он смог выполнить свое предназначение на Земле.

    3.Актуальность и значение ОЭР

    В современный период социально-экономических изменений общество оказалось под тяжестью проблем нестабильности экономики и политики, разрушения социальных связей и нравственных устоев. Разрушены прежние идеологические ориентиры, а новые еще не определились. Наблюдается регресс гуманности, безответственность, нетерпимость и ожесточение людей, дезориентация их духовного мира. Технократический период изменил жизнь людей, принес им определенные материальные блага, но произошло обесценивание нравственных, духовных основ человеческой жизни. Это привело к сугубо потребительскому отношению к природе, культуре, человеку и обществу. Появились кризисные явления в различных областях жизнедеятельности людей и окружающей их природе. Наблюдается неустойчивость мира, социальные кризисы и войны, возникает опасность глобальных экологических катастроф. Человеку трудно адаптироваться в быстро меняющемся мире, появляется неуверенность в завтрашнем дне.

    Негативные явления отразились и на образовании. В школе практикуются авторитарные методы обучения и воспитания. Недостаточно уделяется внимания естественному саморазвитию ребёнка, имеет место подход к ребёнку, как к объекту образовательной деятельности, что снижает познавательный интерес и социальную активность учащихся. Традиционная школа, обеспечивая технократический период в жизни общества, основной своей целью ставила интеллектуальное развитие, получение учащимися прочных знаний, умений, навыков.

    Такие же цели школы, как становление нравственной и духовной, свободной, творческой личности, хотя и провозглашались, но главными и значимыми не были. Это отрицательно отразилось и на состоянии здоровья учащихся, обеспечении безопасности образовательного процесса и на положении многих детей. Известно, что растет преступность среди подростков, распространяется курение, алкоголизм, токсикомания и особенно большой бедой становится наркомания. Увеличилось число бездомных, появилось бродяжничество, социальное сиротство (при живых родителях). Появились группы подростков, которые нигде не учатся и не работают. Участились суицидные случаи.

    Для определения путей развития образования, его содержания, целей необходимо понять в каком мире будет жить человек, каким будет общество Будущего, какие ценности станут ведущими в построении этого общества?

    Школа, как один из важнейших социальных институтов воспитания, призвана сегодня опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, согласованные с запросами общества в целях развития творческой гуманной личности, общества, обеспечения безопасности своего здоровья и своей жизни, в целях эволюции окружающей природной среды.

    4. Основные направления работы

    1. Изучение классического психолого-педагогического наследия гуманной педагогики педагогами и родителями. Определение путей развития школы на основе гуманно-личностного подхода к детям.

    2. Разработка новых учебных курсов, программ, пособий, рекомендаций, внесение изменений в учебный план, переосмысление целей и задач основных учебных предметов в соответствии с принципиальными идеями гуманной педагогики.

    3. Разработка новых форм и методов организации детей на уроке. Развитие отношений сотрудничества. Отношение к уроку как стимулятору всей жизни Ребёнка, способствующему его духовному, познавательному и нравственному восхождению.

    4. Направленность гуманного педагогического процесса на развитие, прежде всего, чувственной сферы Ребёнка, затем качества мыслительной деятельности и внутреннего мира на основе творения добра и обращения к совести.

    5. Опора на успех Ребёнка, помощь в развитии индивидуальной творческой деятельности, создание атмосферы сотворчества.

    6. Создание системы работы с родителями, «очеловечивание» среды вокруг Ребёнка.

    7. Создание благоприятной психологической среды в педагогическом коллективе, способствующей повышению квалификации учителей, самообразованию и творческому поиску.

    5. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы

    Цель: создание педагогических условий для воспитания гармонически развитой личности, способной к саморазвитию и сохранению Жизни вокруг себя во всех её проявлениях.

    Основные задачи:

    1.      Овладение учителями теорией и методикой гуманно-личностной педагогики, формирование гуманного педагогического мышления с целью подготовки учителей к работе, творческого применения этой системы в педагогической практике.

    2.      Разработка школьного перспективного плана, создание учебных программ, методических пособий, рекомендаций для работы с родителями.

    3.      Организация и проведение работы с родителями, по проблемам семейного воспитания, с целью оказания им помощи для установления гармоничных отношений в семье.

    4.      Обеспечение преемственности в создании гуманной образовательной среды начальной и средней школы, создание целостной воспитательной системы.

    5.      Проведение диагностических исследований с целью выявления динамики развития личности учащегося.

    6.      Обеспечение гуманного образовательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами.

    7.      Обмен опытом школ, работающих в направлении развития гуманной педагогики, установление сотруднических отношений с другими образовательными учреждениями, центрами, создание банка информационных данных.

     

    6. Основные этапы ОЭР

    1 ЭТАП – 2005-2008г.г. Подготовка и начало эксперимента

    1.      Обсуждение ведущих принципиальных идей гуманной педагогики в педагогическом коллективе школы.

    2.      Изучение целей и задач эксперимента, определение участников.

    3.      Повышение профессиональной подготовки учителей, их «погружение» в теорию гуманной педагогики.

    4.      Определение состояния и укрепление материально-технической базы школы, необходимой для ведения ОЭР.

    5.      Установление связей с другими учреждениями, работающими в направлении развития гуманной педагогики. Обмен опытом.

    6.      Определение задач эксперимента на следующем этапе.

    2 ЭТАП – 2008 – 2011г.г. Развёртывание эксперимента

    1.      Обеспечение преемственности реализации идей гуманной педагогики в начальной и средней школе. Создание экспериментальной лаборатории для проведения исследований по научно-обоснованному построению образовательной системы «Школа Жизни».

    2.      Разработка программно-методических материалов.

    3.      Создание и апробация экспериментальных циклов уроков и программ по некоторым предметам на основе реализуемой модели «Школы Жизни».

    4.      Разработка критериев оценки результатов обучения в соответствии с концепцией «Школы Жизни».

    5.      Разработка и проведение диагностических исследований с целью выявления динамики развития личности ребёнка.

    6.      Отслеживание результатов эксперимента через систему наблюдения, диагностических срезов, тестирования.

    7.      Организация и проведение работы с родителями по проблемам семейного воспитания.

    8.      Участие в учебно-методических мероприятиях, конференциях, семинарах по вопросам развития экспериментальной работы по гуманной педагогике в Санкт-Петербурге, Москве, других городах России, и в зарубежных странах.

    9.      Определение задач и содержания экспериментальной работы на следующий этап с учётом полученных результатов.

    3 ЭТАП - 2011-2015г.г. Становление и завершение эксперимента

    1.      Уточнение планов экспериментальной работы в педагогическом коллективе, составление индивидуальных планов.

    2.      Отработка программ экспериментальных образовательных курсов.

    3.      Создание учебно-методической базы, для обеспечения экспериментального образовательного процесса.

    4.      Создание целостной воспитательной системы гуманной педагогики в начальной и средней школе.

    5.      Создание информационно-методического банка.

    6.      Формирование единого банка диагностических методик для отслеживания личностного развития каждого учащегося.

    7.      Обмен опытом работы с педагогами, образовательными учреждениями, работающими в направлении развития гуманной педагогики.

     

    7.     Сотрудничество с другими учреждениями России и с зарубежными странами

     

    ГОУ школа № 38 сотрудничает со следующими организациями и учреждениями:

    a.      Международный институт независимых педагогических исследований МИНПИ-ЮНЕСКО, г. Санкт-Петербург;

    b.      Центр Гуманной Педагогики, г. Москва;

    c.       ГОУ школа № 1607, Москва;

    d.      Институт здоровья и экологии человека Челябинского Государственного педагогического университета;

    e.      Нижегородский институт развития образования;

    f.        Межрегиональный центр профессионально-технического образования автомобильного транспорта и строительной механизации, г. Киев, Украина;

    g.      Управление по образованию Цесисского района, Латвия;

    h.      МОУ СОШ №14 г. Серов Свердловской области.

2008 ©Alexa M.V.
Используются технологии uCoz